Герб Почаева Почаев
Каталог статей
Друзья сайта
Добро пожаловать в Почаев! Аренда жилья в Почаеве.
Інтернет-магазин комп'ютерів та електроніки


Поиск


Меню сайта


Форма входу



Категории раздела
Почаев [5]
Личности [1]
Почаевские святыни, святые места [8]


Погода в Почаеве
Погода в Почаеве


Наша реклама
Св. Архангел Михаил
450 грн.

Воскресение Господне
160 грн.

Казанськая Богоматерь
Пара 185 грн.

Сретение Господне
160 грн.



Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 292


Мини-чат


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Приветствую Вас, Гость · RSS 10.07.2020, 16:59
Главная » Статьи » Почаевские святыни, святые места [ Добавить статью ]

Основатели Почаевской Лавры

 Анна Ерофеевна Гойская (Козинская).

Волынская помещица Анна Ерофеевна Гойская была знатного рода. Муж Богдан Васильевич Гойский-земский судья, владелец имения "Почаев", дед Гринько Мжачич Козинский в 1494 году занимал должность Луцкого хорунжего, а отец Тихно Гринькович был державцею Овручским. Когда обитель стала приходить в запустение, Гойская принесла в Почаев в 1597 г. из своего собственного Орлинского монастыря Чудотворную икону Богоматери.

Случилось это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский, глубоко пораженная этим чудом, решила, что такой большой святыни не должно быть в обычном человеческом обитании. Гойская постановила передать святой образ набожным монахам Почаевского монастыря. До своего перенесения икона близко ЗО лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от Греческого митрополита Неофита в подарок за сделанное ему гостеприимство и щедрый дар на патриархию.

Гойская записала в кременецкие земские книги свои большие пожертвования на строительство Почаевской церкви и одноэтажных келий для монахов.

запись на старопольском языке 14 ноября 1597 года :

При здоровом и решительном рассуждении, не будучи ни от кого до того побуждаемая, не вынужденно, но по доброй моей воле, единственно для умножения славы Божьей, делаю следующее распоряжение относительно той моей маетности, при селе Почаеве, где издавна существует каменная церковь в честь Успения Пречистой Богородицы то, что бы при той церкви было постоянно славословие Боже, я отважилась построить и учредить при ней монастырь для проживания в нем восьми монахов, людей добрых, набожной жизни, не другого исповедания, как только греческого, подчиненных Восточной Церкви, и двух дьячков.

Точно также и игумену, который будет поставлен в нем для управления, следует быть "всегда веры христианской, послушенства Восточной церкви и св'ятого закона нашего греческого". Он повинен быть верный высокой добропорядочной жизни, испытанный морально, тихий, скромный, почтительный, трезвый, не корыстный. Братией он повинен руководить с любовью и кротостью. Если бы между игуменом и братией состоялись какое-либо несогласие и споры, то справа их должна быть рассмотренная епископом, "который бы не другого закона, только греческого Восточной Церкви был".

Василий Гойський, православный шляхтич, просил короля, чтобы король приказал кременецкому старосте Я. Монтовтовичу не посылать своего наместника к имению Гойського - Почаева на день Успения Богородицы, не брать там ярмарочних данин и не делать суда над людьми под ту пору, как это все было раньше, когда Почаев принадлежал к Кременецкого замка. Сигизмунд І, вышеназванной грамотой со дня 20 мая в 1527 г.

эту просьбу Гойського уважил, приказав старосте "к Почаеву наместника своего не высылать, ярмарочних доходов и людей судить не велеть, и в ничто не вступоватися, и дать ему (Гойському) в том покой конечно".

Богородицы названо в грамоте днем "Матки Божьей Тэр во г1, то есть "Первой Пречистой" 1, как в украинском народном языке уже тогда, выходит, названо было свято Успение Пресвятой Богородицы.

Польские короли Сигізмунд І и Сигізмунд II в своих грамотах от 20 мая 1527 года и 23 СЕНТЯБРЯ 1557 года запрещают Кременецким старостам в свято Успения Пресвятой Богородицы высылать своих наместников в Почаев для ярмарочных собраний. В дни Успения бывали ярмарки, стало быть, в Почаев в эти дни наезжало огромное количество паломников, и похоже, что дела на этих ярмарках шли настолько успешно, что королевские запреты имели силу только на бумаге.

После 200 лет польский король еще раз подтверждает право, которое освобождает Почаев от наезда Кременецкого старосты от Успенской ярмарки.

Семья Домашевских в 1649 г. были Основатели строительства Свято-троицкой церкви с двумя пристройками в честь Пресвятой Богородицы и великомученика Федора.

Николай Потоцкий.

Соборный храм Успения Божьей Матери, главное украшение Лавры, построен в течение 11 лет, известным благодетелем обители греко-католиком грасром Николаем Потоцким в 1780 году. Архитектор храма Готфрід Гофман, в 1775 г. был вызван из Львова дугий архитектор Ксаверій Кульчицкий, который берется за строительство помещений для учебы послушников, библиотеки, покоев, галереи и стены для укрепления храма, которая ведет к подножью храма. В проэктировании участвует архитектор из Петербурга Плиевский приглашен М. Потоцким.

Металл закупается в Австрии, каменные плиты из Застинских гор Галичины. После аварии в 1781 г. М. Потоцкий приглашает еще шесть квалифицированных архитекторов. Храм строится на месте Свято-троицкой церкви Домашевских в 1774 г. М. Потоцкий заканчивает строительство первого храма - церковь великомученицы Варвары на южном склоне горы (в 1864 г. опять освящена и называется Пещерною). в 1822 г. состоялось освящение собора экзархом униатской метрполи Іаеовом-Адамом Окелло-Матусевичем. Высота собора 56 м.

Впоследствии в нем были построены два боковых алтаря: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. Кроме Успенского собора и других церквей Николай Потоцкий организовал строительство также и двухэтажного дома братского корпуса, в котором и но этот день живут насельники монастыря. Как и все здания, начатые по его почине, оно отличается размахом, пространством и добротной прочностью.

Однако с именем Потоцкого связано еще одно событие, которое было, если не важнейшим в духовном содержании, то, по крайней мере, самим ярким и праздничным эпизодом в истории Лавры - коронование золотыми венцами чудотворной Почаевской иконы. в 1773 г. папа Климент XIV дает разрешение и благословление на коронацию Чудотворной иконы. Две короны из чистого золота сделанные  в Риме стараниями М. Потоцкого и освящены папой. Коронация приходила целую неделю в присутствии 100 000 прихожан.

Было построено 5 триумфальних арек в каждой был оркестр с барабанами, трубами были установлены пушки, мортиры.

Николай Потоцький умер в 1777 г. и похоронен в соборе по греко-католицкому обряду. Перед самой смертью был пострижен в монахи.

Серебряная рака и балдахин из белого итальянского мрамора построено в 1842 г. за средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской.

1859 году император Александр Николаевич в память посещения Почаева пожертвовал Успенскому храму Иконостас.

Категория: Почаевские святыни, святые места | Добавил: Apostol (18.01.2012)
Просмотров: 2050 | Теги: История, Почаев, Лавра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

© pochaiv.at.ua 2009-2013. Использование материала без ссылки на источник pochaiv.at.ua запрещено